В адрес автодистрибьюторов поступило предложение от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о раскрытии информации об отборе и правилах работы с дилерскими и сервисными центрами. В случае отказа они могут подвергнуться антимонопольным расследованиям. Дистрибьюторы решили пока подумать и попросили ФАС не принимать радикальных решений.
По словам сотрудников ФАС, они хотят, чтобы рынок был прозрачным в плане взаимоотношений между автодистрибьюторами, дилерскими и сервисными центрами. Для этого должны быть разработаны конкретные, открытые и понятные всем критерии, в соответствии с которыми компании-дистрибьюторы проводят отбор дилеров. Также должен быть описан порядок обращения потенциального дилера или представителя сервисного центра к дистрибьютору, как осуществляется согласование заявки и на основании чего может быть получен отказ.
Европейские автопроизводители под давлением еврокомиссии разработали своеобразный механизм разрешения споров, возникающих между менеджерами, отбирающими дилеров, и дилерами. Торговые практики российских компаний тоже должны содержать подобные пункты, потому что всегда существует вероятность злоупотребления своими полномочиями отдельными сотрудниками фирм-автодистрибьюторов в ходе отбора дилеров и при дальнейшей работе с ними.
На сегодняшний день публичных правил по отбору дилеров не имеет ни одна компания-автодистрибьютор. А это плохо и для этих компаний, так как у их персонала присутствует соблазн принимать решения на свое усмотрение в пользу определенных фирм, что сейчас и происходит. Так, квоты на автомобили разделяются между дилерами абсолютно по-разному: кому-то дают пять, кому-то десять, и в разной комплектации. Следовательно, прозрачность нужна и антимонопольному ведомству, и потенциальным дилерам или сервисным центрам, и самим автодистрибьюторам, поскольку благодаря этому они смогут значительно повысить свою эффективность.